Вторник, 07.05.2024, 10:14Приветствую Вас Гость

Персональный сайт Поповой Раисы Семёновны

Эссе


Как я становилась учителем математики? (немного лирического)
Наверное, мой путь к профессии начался во время педпрактики, которую я с однокурсницами очень интересно прошла, вернее «проживала», училась быть учителем в знаменитой Верхневилюйской физико-математической школе. У меня до сих пор хранятся дневник практики, конспекты моих первых уроков, фотоальбом, подаренный классом «на память». Конечно, я и до настоящей практики уже пробовала себя в роли учителя математики. Будучи студенткой 2-го курса, во время каникул выходила на замену уроков математики в своей родной школе. Когда Лидия Алексеевна, мой школьный учитель попросила заменить несколько уроков, я сначала удивилась – как я могу заменить такого уважаемого, требовательного и опытного учителя? Уроки провела, как положено, с подробно написанными планами (не знала, что это поурочные планы). Тщательно обдумывала, как провела урок и как проведу следующий. Представляла, как эту тему объяснила бы Лидия Алексеевна, как бы вела урок Зинаида Афанасьевна, у которой я училась в 8-9 классах. Так как уроки вела в деревенской школе, то была уверена, что некоторые нюансы в решении задач надо дополнительно объяснять детям и на родном языке. В студенческой жизни мне встречались в качестве преподавателей Шамаев И.И., Жирков Е.П., но я-то поняла, с какими людьми случаем жизни было устроено пересечение траекторий уже издалека, проработав несколько лет.
В начале трудового пути, работая молодым специалистом в СОШ №8, я встретилась с замечательными коллегами – математиками, учителями и завучами, профессионалами своего дела, людьми, знающими и мудрыми по жизни. Моими наставниками стали опытные учителя математики, интеллигентные, очень интересные и с замечательным чувством юмора А.А. Гончарова, Д.А. Ковальская. Методическую поддержку оказывали мои первые завучи М.И. Романова, Г.Голубева-Деловерова, директор В.Г. Барыкин. Были готовы помочь, если надо Е.Г. Толчева, К.В. Косарева, О.М. Застрогина, Г.В. Барашкова, приветливые, дружные математики школы. Мудрыми советами помогали А.А. Соловьёва, учитель технологии, Т.И. Данилова, учитель французского языка. Теперь понимаю, как это важно было для меня и тепло вспоминаю в целом весь педколлектив 8-й школы тех лет. Всегда могла обратиться за советами, литературой к З.А. Даниловой, которая сама тогда была молодым специалистом, а нынче мы работаем вместе заместителями директора в седьмой школе. И, конечно, большую роль в моём становлении учителем сыграли дети, которых я учила.
В чём смысл моей работы, которая мне нравится и которая иногда так трудна, особенно когда устаёшь? (немного психологического)
Неужели главное в том, чтобы научить обучающихся математике для того, чтобы они, успешно пройдя ЕГЭ, смогли бы поступить в выбранные вузы, где овладели бы определённой профессией, которая бы им нравилась? Безусловно, это актуально для самого ребёнка, очень важно для семьи. Но встаёт вопрос: можно, же использовать другие способы, более продуктивные в смысле подготовки к ЕГЭ, освоить тестовые технологии в индивидуальном режиме (репетиторство, дистанционное обучение, самообразование) и успешно сдать экзамен. Тогда в чём главный смысл обучения математике в школе?
В наше время архиважным является не только дать необходимые знания, но и научить обучающихся учиться, самостоятельно мыслить, находить нужную информацию и обрабатывать её, сопоставлять факты, находить противоречия. Конечно, способность, умение мыслить невозможно «вдолбить» в виде суммы правил, формул, алгоритмов решений задач. В первую очередь человека умению мыслить учит вся окружающая его жизнь, окружающая среда. Ведь человек не может полноценно жить без общества людей и ум его, прежде всего это дар общества человеку. Ум и способность самостоятельно мыслить формируется и совершенствуется в ходе индивидуального освоения Культуры человечества. Ум, умение мыслить является индивидуализированной частью умственной культуры человечества, частью духовного богатства общества. Как бы я хотела, чтобы ум, талант, творчество представляли бы собой не исключение, а норму развития нормального человека в нормальной культурной среде.
Зубрёжка, подкрепляемая бесконечным повторением, может привести к тому, что мысль привыкнет двигаться только по проторенной дорожке, трудно будет вообще «пошевелить мозгами», «поразмыслить». Бертольд Брехт сказал, что «человек, для которого то, что дважды два – четыре, само собой разумеется, никогда не станет великим математиком». Приведу два высказывания из «Заповедей психологической педагогики (и в шутку и всерьёз)», собранных В.П. Зинченко: «Упражнение – это повторение без повторения». Н. Бернштейн; «Повторенье – мать учения и прибежище ослов». Педагогический фольклор.
В чём смысл обучения математике? (немного методического)
А как же всё-таки учить мыслить? Любви и внимания к индивидуальности тут недостаточно, хотя без них не обойтись. Учителю надо организовывать процесс освоения математики так, чтобы в ходе этого процесса ребёнок постоянно был вынужден тренировать не только и не столько память, сколько способность самостоятельно решать задачи, требующие мышления в собственном смысле слова, требующие самостоятельного суждения. Говорят, что лучший учитель – это жизнь. Надо стараться организовывать присвоение знаний детьми через «проживание» процесса приобретения этих знаний. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Учащийся усвоит математические формулы и определения, когда увидит в них не просто фразы, которые надо запомнить, а прежде всего с трудом найденные ответы на живые вопросы, на вопросы, естественно вырастающие из жизни. Ясно, что человек, увидевший в теоретической формуле точный ответ на заинтересовавший его вопрос, проблему, трудность, эту формулу не забудет. Школьнику не нужно будет её зазубривать, он её запомнит легко и естественно. А если и забудет, то не беда, всегда выведет снова, когда ему встретиться ситуация-задача с тем же условием или аналогичная.
Начинать учить мыслить, решать задачи надо, прежде всего с развития способности правильно ставить вопросы, формулировки возникшей трудности, выявления противоречий в проблемной ситуации. Зачем? Почему? Как? Взрослому человеку бывает трудно ставить вопросы себе и самому их решать, ребёнку тем более. Осваивание математической (умственной) культуры через попытки индивидуального включения в учебную деятельность не будет давать хороших результатов, получим традиционные 30-45% качества. Если взять, к примеру, некоторого среднего ребёнка из начальной школы, и даже учащегося из 5-6 классов, то он не сможет самостоятельно ставить себе цель, задачи, искать способы решения, проверять их на соответствие к условиям решению задачи, применить подходящий способ, выполнить контроль и оценку полученных результатов. В начале включения в учебную деятельность ребёнок должен иметь опыт проживания совместной учебной деятельности. Совместно с коллективом класса, работая под руководством учителя, дети начинают ставить перед собой задачи, искать, предлагать способы решения, оценивать, контролировать полученные результаты. В классе по заданной норме должна сформироваться учебная общность, которая обеспечит развивающий эффект: норма – учащийся (не ученик, а сам участвующий в обучении – обучающийся).
Недаром Л. Н. Толстой утверждал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью…» Это означает, что я должна предоставить своим ученикам возможность самостоятельно искать ответ, решение, истину… Моя роль на уроке – роль консультанта, тьютора, режиссёра, со-трудника, а не роль транслятора, суфлёра. Я должна направлять размышления учеников, а не подсказывать решение, чтобы в результате поиска учащийся смог воскликнуть: «Ура! Я решил!»
Но только ли в этом смысл моей деятельности, моё учительское призвание? (немного о самом главном)
Сегодня за школьными партами сидят будущие специалисты, общественные деятели, государственные служащие…, от которых зависит вариант нашего Будущего. В свою очередь, каким будет, Вариант будущего во многом зависит от нас учителей. Мы должны заботиться не столько о сдаче ЕМЭ, ЕГЭ, об интеллектуальном развитии учащихся-исследователей, сколько о личности ребёнка – том самом ценном, что отличает нас друг от друга. Обучение и воспитание неразрывны, учитель не только преподаватель, но и воспитатель – эту прописную истину знает каждый. Значит, я, прежде всего, должна воспитывать человека и делать это не только личным примером, но и средствами предмета математики.
P.S. «Признать свои мысли окончательными, хотя бы в силу того, что они систематически изложены, может только тот, кто мыслит в первый раз». Н.Грот.
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0