Среда, 08.05.2024, 04:35Приветствую Вас Гость

Персональный сайт Поповой Раисы Семёновны

Обоснование выбора образовательной программы


       Мне очень близки идеи развивающего обучения.
Очень нравится формула Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в его хвосте.
     В своей педагогической деятельности хочется стремиться к образу школьника, построенному в развивающем обучении системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова:
«Ребёнок
- под руководством учителя со всё более возрастающей степенью прослеживает генезис (происхождение) нового знания (вопрос «Откуда мы это знаем?» является вполне естественным для такого ребёнка)
- выявляет искомую закономерность на материале анализа одного-двух случаев, овладевая общим способом решения задач данного типа
- умеет выделить специфически учебную задачу из общего «потока» предлагаемых для решения задач, преобразовать конкретно-практическую задачу в учебно-теоретическую, проявляя в этом инициативность
- с самого начала вырабатывает гибкую стратегию (теоретический замысел) решения
- пристально анализирует основания чужих и своих собственных действий (при этом сомнению и критике может подвергаться и позиция педагога, если дети находят её недостаточно обоснованной)
- способен сам адекватно контролировать и оценивать успешность выполнения учебной деятельности
-рассматривает ошибки как «лишний повод» для рефлексии и, следовательно, как потенциальные точки роста новой мысли (учится на своих и чужих ошибках)
- инициирует диалоги и дискуссии с учителем и одноклассниками, свободно включается в коллективное обсуждение учебных проблем
- радостно переживает труд самореализации в школьной жизни (учение не смотрит как на обременительную повинность)»
      В современной школе, очевидно, что ограничиться усвоением опыта, накопленного человечеством без его переосмысления невозможно. Оставить эту цель ведущей, приоритетной в практике обучения не удастся, поскольку запросы современного мира несколько изменились…
      Остаётся неизменным, значимым и востребованным – идея развития ребенка.
Школа должна быть нацелена на создание условий для развития универсальных способностей каждого ребенка. Это, во-первых, способность к концептуальному мышлению, то есть к целостному видению мира через призму самореализации. Вторая способность – это способность жить в коллективе. И третья – это способность человека воплощать свое целостное представление о мире и об общем благе в осмысленной для себя творческой деятельности, не зависимо от рода занятий.
      Я согласна с тем, что Будущее ближе к нам, чем мы думаем. Вариант нашего будущего будут строить наши обучающиеся. От учителей зависит очень многое и на нас возложена огромная ответственность за развитие обучающихся. В современной России утверждаются качественно иные принципы организации жизни и деятельности людей, меняется иерархия норм и ценностей. Именно поэтому все настойчивее повторяется тезис о переходе к развивающему обучению как одному из условий действительной перестройки общеобразовательной школы в условиях заявленной модернизации.
 
Краткое описание работы, педагогической технологии, методики преподавания
В СОШ №7 работаю с 2009-2010 учебного года, ранее работала в СОШ №27 «Эврика-Развитие». Работая в школе «Эврика-Развитие», я в своей профессиональной деятельности основывалась на концепцию развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которой ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся. Главной идеей процесса развивающего обучения является активизация внутренних саморегулирующихся механизмов развития личности. Главная задача педагога в этом случае – помочь ребенку овладеть разными способами самостоятельного получения и усвоения знаний.
Для работы по программе развивающего обучения я прошла курсы учителей математики, которые провел автор курса математики в 1 – 6 классах С.Ф. Горбов в городе Москве в центре «Развитие личности» (А.Б. Воронцов). В основу экспериментального обучения математике положена концепция действительного числа. Особенность программы математики развивающего обучения в том, что учебный материал разворачивается по принципу восхождения мысли от общего к конкретному. По замыслу авторов программы учебников математики (в традиционном понимании) в 5 – 6 классах нет, работа с детьми ведется по рабочим тетрадям. Разработанный курс математики ориентирован главным образом на формирование научных (математических) понятий. На уроках мы с детьми «открывали» математические понятия, свойства, отношения, правила. Курс математики, разработанный С.Ф. Горбовым, ставит своей целью формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии) и требует особой организации учебной деятельности учащихся в форме постановки и решения ими учебных задач (метод решения учебных задач). Учебная задача решается учащимися путем выполнения учебных действий:
-  преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; 
-  моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
- преобразование модели отношения для изучения его свойств; 
-  построение системы частных задач, решаемых общим способом; 
-  контроль за выполнением предыдущих действий; 
-  оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Учащиеся не умеют самостоятельно выполнять эти учебные действия, поэтому на уроках работа строится на совместном выполнении группой детей действий по решению учебной задачи. Как считают авторы программы, постепенно происходит присвоение этих коллективных действий для индивидуального решения задач. На уроках я применяла следующие формы организации учебной деятельности учащихся: коллективно-распределенную, парную, групповую. Выбор формы работы зависел от уровня сложности изучаемого на уроке материала, от психологических особенностей возраста учащихся, от коллектива учащихся данного класса, от времени проведения урока. В старших классах при организации работы с учащимися главная моя задача заключалась в осуществлении постепенного перехода к индивидуальной учебной деятельности. Для повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся я использовала разумное сочетание объяснения учителя и самостоятельной работы школьников. Активно привлекала учащихся в обсуждение формы работы, в планировании изучения материала на уроке и дома. Для домашней самостоятельной работы старшеклассниками определялись следующие задания: самостоятельное изучение нового материала, подготовка мини-лекции к уроку, решение дополнительных упражнений, заданий повышенной сложности. На уроках обсуждались вопросы и затруднения при выполнении домашней работы, создавалась мотивация для дальнейшей работы. В начале изучения темы организовывались обучающие самостоятельные работы, которые по форме разделялись на индивидуальные и парные. К концу изучения темы для контроля обученности по теме проводила разноуровневые самостоятельные работы, соответствующие учебным возможностям учащихся:
1) действия учащихся по заданному образцу (формуле), на этом уровне происходит подготовка к самостоятельной деятельности;
2) репродуктивная деятельность, на данном уровне начинается обобщение способов, их перенос на решение более сложных, но типовых задач;
3) продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы изученного образца.
При выполнении разноуровневых самостоятельных работ учащимся предоставлялось право выбора. Доверительное отношение к учащимся себя оправдывал, никто из них не выбирал уровень ниже своих возможностей или советовались, если сомневались в своём выборе.
Для управления процессом обучения и своевременной коррекции я проводила следующие виды контроля: устный и письменный опрос у доски, зачет по теме, математические диктанты, устные контрольные работы (по карточке готовятся у доски), самостоятельные работы по теории, домашние мини-сочинения по предмету и по формам учебной деятельности (в младших классах), традиционные контрольные работы, самостоятельные работы обучающего типа и для взаимного контроля, самоконтроля учащихся, контроль за выполнением домашних заданий, составление учащимися «задания для товарища» с комментированием решения.
В 5 – 6 классах с целью формирования у школьников предпосылок действий анализа, планирования, рефлексии я давала задание составить проверочную работу по пройденному материалу и оформить решения. Наиболее удачные задания включались в самостоятельную работу или обсуждались на уроке. Этот материал учитель может использовать для проверки и диагностики знаний, умений учащихся. После проверки работ большое внимание уделяется анализу ошибок. Я подчеркиваю положительную роль ошибки учащегося в процессе обучения. Ошибки и их анализы на уроках использую как средство развития мышления учащихся. Через раскрытие причин ошибок, поиск правильных способов решений учащиеся приобретают знания, осмысленные на основе практического применения. Они учатся комментировать свои и чужие ошибки, помогают друг другу понять возникновение и порождение ошибок. Необходимо выделить роль взаимоконтроля и взаимооценки учащихся. В ряде работ (Т.А. Матис, Г.А. Цукерман и др.) доказано, что интериоризация контрольно-оценочных действий происходит намного быстрее и эффективнее при организации на уроках совместных (коллективных) действий учащихся. Применение специальных средств контроля учащихся за действиями самого учителя (контроль «ученик – учитель»), детского взаимоконтроля (контроль «ученик – ученик») позволяет обучить детей самоконтролю за процессом (операционный контроль) и результатами собственной учебной деятельности (итоговый контроль). То есть, взаимоконтроль («ученик – учитель», «ученик – ученик») является предпосылкой формирования действия самоконтроля у учащихся. Здесь отмечу, что по проблеме формирования контрольно-оценочных действий у обучающихся, работая в школе "Эврика-Развитие",  в рамках курсов ИПКРО для учителей математики провела открытый урок. Присутствовали руководитель курсов Харитонова В.Н. (ИПКРО), учителя школ Мирного и Нюрбы.
Действия самоконтроля и самооценки учащихся, формируемые через организацию учебного сотрудничества, играют огромную роль в становлении учебной деятельности, субъектности. Оценка как компонент учебной деятельности, оценка собственных действий, себя может определить постановку новых целей, самокоррекцию.
Умение оценивать собственные действия, выявлять достижения, проблемы, определять цели, этапы самокоррекции – это основа умения учить себя и развивать.
На уроках математики совместно с учащимися вводила способы и приемы применения самооценивания: самооценка с указанием своих успехов и проблем в проверочных работах, составление заданий и критериев оценки для проверки, оценивание своего участия в совместной работе на уроке по коллективно принятым критериям (способность удерживать цель, умение выдвигать версии, предлагать способ решения задачи, участие в решении поставленных задач и др.), сопоставление собственной оценки учащегося и оценки учителя.
Проблемой являлась постепенная передача мной, учителем функции оценивания самим учащимся, переход на безотметочное обучение в основной школе. Предполагаемыми направлениями развития педагогической деятельности были: освоение технологии контроля и оценки учебной деятельности в основной школе; участие в выработке единой школьной системы безотметочного оценивания в 5 – 9 классах.
В 5 – 9 классах регулярной внеурочной работой являлись парные, групповые консультации по предмету. Другими видами внеурочной работы с учащимися являлись организация участия в заочных, очных математических олимпиадах, работа в качестве детского жюри городской олимпиады «Эврика» для 5-6 классов. Самым замечательным достижением было то, что учащийся 6 класса Хочуровский Евгений занял призовое место в IV Международной олимпиаде по развивающему обучению, проведенной центром «Развитие личности» (г. Москва) в заочной форме. В работе со способными учащимися планировала и применяла систему творческих, исследовательских заданий.
Хотела бы отметить, что при переходе из начальной ступени в основную школу учебная активность учеников на уроках не спадала, так как мотивация учения учащимися удерживалась. Конечно, это был результат работы всех учителей, каждый вносил свою лепту в формировании учебной деятельности обучающихся. Данные по анализу успеваемости и качества можно посмотреть в разделе о результатах деятельности. 
                                                           
Результаты обученности за годы работы в школе «Эврика-Развитие», подтверждали сказанное: при 100% успеваемости качество в среднем было выше 57%
Из моих выпускников 2000 года, поступивших в вузы, 70 % обучались на технических, экономических факультетах. Этот выпуск стал единственным классом, где я работала классным руководителем. Из последнего моего выпуска 2003 года 43 % обучались на технические, экономические специальности. Сегодня это молодые специалисты, я уверена, что успешные в работе, так как школа дала им хороший старт и напутствие. Привожу эти данные как подтверждение, так как других данных по выпускникам у меня нет.
           В истекшем учебном году, начиная работать в СОШ №7, я взяла два шестых класса, у которых менялись учителя в начальной школе, в 5 классе математика велась разными педагогами в связи с декретным отпуском основного учителя. Дети очень разные по уровням своих учебных возможностей и воспитанности: в одном классе учатся и отличник, и педагогически запущенные дети. Передо мной сидели младшие подростки, у некоторых из них,  если в начальной школе и были заложены зачатки мотивации к обучению, то к 6-му классу уже не было стремления учиться, у детей утерялся, так и не появившись, смысл учения. Работали по общеобразовательной программе «Математика 5-6» методической системы Виленкина Н.Я., Чеснокова А.С., Шварцбурда С.И., Жохова В.И.- Просвещение, 1998 г. Итоги работы за год приведены в общем анализе результатов деятельности в форме таблиц. Я начала пересматривать систему работы, искать для детей и себя, «примеривать» другие приёмы, формы работы с учащимися, изучаю литературу для работы с отдельными учащимися. Мне нужна дополнительная психолого-педагогическая «подпитка» для дальнейшей работы. Пока нет определенной системы работы, есть отдельные формы, тактические приёмы (не все в моём стиле) в организации обучения. Результаты педагогического воздействия будут видны по итогам этого учебного года. Во-первых, в конце этого учебного года я со своими классами буду проходить внешнюю экспертизу в форме итогового зачёта по геометрии, который будут принимать учителя математики нашей школы. Во-вторых, я буду придерживаться опыта формирования учебной деятельности по проекту «Модель полной школы РО», где освоение детьми новой формы учебной деятельности предполагалось по двухгодичным циклам (первый год – ориентировка, апробация, второй год – оформление формы деятельности, фиксация через определенное образовательное событие).
СОШ №7 работает над реализацией программы «Школа поиска и развития», основная цель которой выполнение государственных стандартов в области образования путём создания школьной системы оценки качества образования, обучения новым информационно-коммуникативным технологиям, создания эффективных организационно-финансовых механизмов. В образовательной программе на 2009-2010 учебный год была поставлена цель школы: создание условий для получения обучающимися среднего общего образования, формирования компетентной, функционально-грамотной, с проектным мышлением и аналитическими способностями, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды. В основу реализации программ положен программно-проектный метод, выполнение целей и задач предполагается в рамках реализации шести подпрограмм. В связи с поставленными ориентирами я наметила перед собой задачу разработки проекта программы формирования учебно-познавательной деятельности у обучающихся, возможно в рамках деятельности методического объединения учителей-предметников естественнонаучного цикла.
Какой у меня есть задел по внеурочной деятельности обучающихся? Если брать чем я занималась только в период аттестации, то невозможно представить полную рамку внеурочной деятельности с учащимися и вообще какой смысл был в моей работе. Работая в школе «Эврика-Развитие», разработала и вела курс по формированию понятия задачи у учащихся 5 – 6 классов очно-заочной школы дополнительного интеллектуального образования г. Мирного. Обобщила опыт работы на районном семинаре «Новая педагогическая позиция – Тьютор» по теме «Тьюторская поддержка в подростковой школе» и на республиканских авторских курсах школы «Выстраивание образовательного пространства как пространства развития» по теме «Предметная диагностика теоретического мышления детей в развивающем обучении». Направления моей работы «Поиск и оформление педагогической позиции в ситуации становления самостоятельного и ответственного отношения к учению у подростков» и работы по проблеме формирования контрольно-оценочных действий у обучающихся соотносились, велись в рамках школьных проектов «Модель полной школы развивающего обучения», «Организация Городской интелектуально-развивающей олимпиады «Эврика» (школа – РЭП в 2000-2009 гг.), программы развития «Целевая программа развития открытой школы на 2007-2011 годы». Последние значимые результаты внеурочной творческой и общественно-полезной деятельности учащихся приложены в виде ссылки в разделе «Результаты педагогической деятельности».


Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0