Воскресенье, 19.05.2024, 19:41Приветствую Вас Гость

Персональный сайт Поповой Раисы Семёновны

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Образовательный потенциал олимпиадного движения

             Образовательный потенциал олимпиадного движения. 
     Развивающее обучение, реализующее педагогическую концепцию Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова, представляет собой целостную педагогическую систему, которая по своим целям, содержанию, типу учебной активности школьников, методам обучения, характеру взаимоотношений между участниками учебного процесса, формам его организации и коммуникативным процессам существенно отличается от системы обучения, сложившейся в традиционной общеобразовательной школе. В целях пропаганды, поддержки идей развивающего обучения, знакомства и сотрудничества детей, учителей из разных школ Международная Ассоциация "Развивающее обучение" проводит олимпиады учащихся 2-9 классов на решение задач, адекватных принципам данной системы обучения. Учитывая географическую отдаленность школы "Эврика-Развитие" от Центра Международной Ассоциации "Развивающее обучение" со всеми вытекающими из этого факта трудностями, возникающими в работе, стараемся не "выпадать" из сообщества, вести общение с коллегами родственными нам по духу и идеям развивающего обучения. В последнее время с установкой Интернета в школе появилась возможность поддерживать связь с коллегами через электронную почту. Участие в очных (заочных) олимпиадах, проводимых Олимпийским комитетом при поддержке Международной Ассоциации "Развивающее обучение" является для нашей школы одной из важных форм общения с авторами, разработчиками учебных программ данной системы и позволяет получить некоторую внешнюю оценку уровня, достигнутого учащимися и учителями. К сожалению, из-за проблем финансирования нет гарантии, что олимпиады такого уровня будут проводиться Олимпийским комитетом (г.Москва) каждый учебный год, и что школьная команда сможет поехать на очную олимпиаду. Олимпиада школьников - это способ выявления наиболее одаренных учащихся для дальнейшей поддержки их таланта, оказания помощи в реализации их возможностей, и в этом смысле подведение итогов некоторого труда, вложенного учебником и учителем. Чтобы учащиеся достигли хороших результатов в предметных состязаниях, проявили виртуозность в решении разных задач, требуется систематическая работа учителей по раскрытию потенциальных возможностей, развитию интеллектуальных способностей, необходимых личностных качеств обучающихся. Подготовка школьников к олимпиаде – это непрерывный процесс, периодически фиксируемый яркими событиями в форме олимпиад. В районе традиционно проводились предметные олимпиады среди учащихся выпускных классов начальной школы и учащихся 9-11 классов. Учащихся 5-8 классов не были охвачены ежегодными олимпиадами на городском (районном) уровнях. В условиях сложившихся обстоятельств руководители школы "Эврика-Развитие", единственной в районе (республике) школы, работающей по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова, поставили перед педагогическим коллективом задачу поддержки непрерывного олимпиадного движения и сохранения идей, принципов названной системы. Для учащихся 2-4 классов организуются и проводятся традиционные, развивающие олимпиады на школьном, городском, районном, республиканском, международном уровнях. Республиканские олимпиады в последние годы проводятся в дистанционной форме Министерством Образования Республики. Второй год олимпиады среди учащихся 5-6 классов городских школ организует и проводит школа "Эврика-Развитие". В организации Городской интеллектуально-развивающей олимпиады придерживаются принципы построения заданий и формы проведения, ставшие традиционными в Международных олимпиадах школ развивающего обучения. Проводя такие олимпиады в городе, как организаторы ставим задачи:
- формировать у школьников отношение к предметным соревнованиям как к интеллектуальному празднику, состязанию по виртуозности решения задач;
- способствовать содержательному общению одаренных детей из разных школ;
- способствовать сотрудничеству учителей в работе по подготовке детей к олимпиаде, обмену опытом.
В дальнейшем образовательный потенциал олимпиадного движения необходимо раскрыть и развить в направлении повышения квалификации молодых учителей. В подготовке, проведении Городской интеллектуально-развивающей олимпиады участвуют старшеклассники школы, имеющие опыт участия в олимпиадах разного уровня. Работая вместе с учителями в составе многочисленной разновозрастной команды организаторов, подростки приобретают опыт создания замыслов, участия в их реализации, навыки организации дел и управления процессом подготовки. Важно, чтобы учащиеся открыли для себя предоставленную им возможность стать продуктивным деятелем, причастным к общественной жизни школы. Это может послужить условием для их дальнейшего развития. Участвуя в организации, проведении интеллектуального праздника, учащиеся пробуют новые формы деятельности, взаимодействия с учителями и другими взрослыми. На торжественном открытии, закрытии олимпиады и при их подготовке учащимся предоставляется замечательная возможность проявить свои достижения в разных видах деятельности: музыкальной, спортивной, танцевальной, театральной и других. При соответствующей организации таких мероприятий становится возможным достижение переноса и применения способов работы, полученных в общеобразовательной, музыкальной, художественной и других школах, в социальном контексте, в установлении деловых контактов с людьми разных возрастов, в работе с общественностью. Для детей овладение знаниями, умениями становится актуальным сегодня, а не мотивируется применением в будущей взрослой жизни. Старшеклассники - участники и призеры районных, республиканских, международных олимпиад включаются в состав жюри и со всей ответственностью проверяют работы учащихся по русскому языку и литературе, математике, естествознанию, приобретая, таким образом, опыт нарабатывания критериев оценивания и проверки работ. Образовательный потенциал Олимпиады можно раскрыть и в других аспектах, поддерживая ее как непрерывный процесс, организовывая, готовясь и участвуя в разных видах и формах интеллектуальных состязаний.
2004 г., Р.С. Попова, заместитель директора по учебной работе, учитель математики.

Категория: Мои статьи | Добавил: raisapopova (09.12.2010)
Просмотров: 1472 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [8]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0